airkid (airkid) wrote,
airkid
airkid

Второй полноценный день пребывания в Израиле пришелся на субботу. А что это означает? Шабат. Начиная с вечера пятницы и минимум до вечера следующего дня перестают работать магазины и рестораны, останавливает работу общественный транспорт, закрываются музеи, практически вымирает любая сфера услуг. Потому что это время нужно посвятить Богу и семье. Даже писать нельзя или, например, нажимать кнопку лифта. Поэтому субботу мы решили провести в Ашкелоне, исследуя город и его окрестности.

 photo _MG_4850.jpg

По сравнению с тем же Иерусалимом, Ашкелон незаслуженно менее популярен и известен – ведь он старше и был свидетелем больших перемен. События, происходившие на территории города – завоевания, торговля, сносы, восстановления, разорения, укрепления – предопределили значение и современного города. Слой за слоем, из песка открывается по крупинкам история города: так, несколько лет назад шторм смыл часть берега, обнажив мраморную статую Афродиты. Позже, в другом месте, как будто бы из тысячелетнего забытья вернулась из прошлого мраморная колонна. Не менее удивительны легенды, сопровождающие древний город. По одной из них, во время остановки в Ашкелоне Александра Македонского по дороге в Египет, ему принесли подозрительный фиолетовый лук. Так лук-шалот попал в Европу. Здесь же Самсон (тот самый, который раздирает пасть льву) мстил филистимлянам за порабощение евреев и здесь же был предан Далилой, лишившей его главной силы.

Но, обо всем по порядку. Перед тем, как начать прогулку по Ашкелону, благодаря Славе съездили до Кибуца Яд-Мордехай и посмотрели на окрестности с «горы телевизионщиков».


Посмотреть на какой-нибудь кибуц захотел Юра. Я, к своему стыду, даже не знала, что это такое. Кибуц – это сельскохозяйственная община, основанная на принципах коллективного владения имуществом, равенства в работе и потреблении и отказе от наемного труда. Колхоз по-нашему. Первые кибуцы были основаны в самом начале двадцатого века, когда прибывавшая на Святую Землю молодежь была охвачена идеями социализма и возрождения еврейского народа через сельскохозяйственный труд. Это привело к созданию класса еврейских земледельцев, которым за очень короткий срок удалось развить и вывести на мировой уровень сельское хозяйство Израиля. Несмотря на достаточно традиционный уклад жизни кибуцев и аскетизм их жителей, изменения, происходящие в современном обществе, не обошли их стороной. Появились кибуцы со смешанной формой собственности, в которых разделяется общественное и личное имущество, стала происходить дифференциация в зарплате и вкладах отдельных участников в жизнь общины. Появилось несколько кибуцев в городской среде. Уже никого не удивляет роль кибуцев в качестве экономического партнера, ведь товары, произведенные в них (причем, не только сельскохозяйственная продукция), давно вышли на мировую арену и заслужили высокую репутацию.

Мы поехали в Кибуц Яд-Мордехай, расположенный в десяти километрах от Ашкелона. Община ведет свое начало с 1930-го года и ранее располагалась в кибуце Сдот Ям. Когда площадь кибуца стала недостаточной, чтобы вместить всех жителей, что мешало развитию, община переехала в текущее месторасположение. Яд-Мордехай является ведущим производителем мёда в Израиле, также здесь занимаются молочным животноводством, птицеводством и полеводством; это один из кибуцев, перестроившихся на рыночную модель управления.

Название кибуц получил в честь командующего еврейской боевой организацией в Варшавском гетто Мордехая Анелевича. Позже в память о герое был поставлен памятник, а в шестьдесят восьмом году на территории кибуца открылся музей «Холокост и Возрождение». Рядом находится военное кладбище, где похоронены бойцы, погибшие во время Войны за Независимость Израиля.

 photo 20151212_140148.jpg

По территории мы особо не гуляли, так как в кибуце не оказалось того, что по большей части хотел увидеть Юра – построек по системе «стена и башня». Это тактика возведения поселений, существовавшая у евреев в период арабского восстания, когда за ночь огораживали кусочек территории и возводили вышку. По закону того времени, было запрещено строить новые еврейские поселения, однако существовала уловка, по которой возведенные за ночь строения сносить было нельзя. Так евреям удавалось увеличить свое присутствие в тех местах, где его не было или оно было ограничено, и создать некую цепь поселений. Яд-Мордехай был заложен только в сорок третьем году, и подобных строений в нем не оказалось.

Поэтому мы пошли в музей «Холокост и Возрождение».
То, что это посещение было странным – ничего не сказать. Двери музея были открыты. В нем был включен свет, звук, все работало. Не было только одного – сотрудников. Ни одного. Сначала мы робко побродили вокруг кассы, почитали брошюрки. А потом пошли смотреть экспозицию. К концу осмотра так никто и не появился. Наверное, шабат, подумали мы, и поехали дальше.

 photo DSC_0133.jpg

 photo 20151212_133841.jpg

Музей рассказывает историю еврейского народа в первой половине двадцатого века, большая часть отведена истории варшавского гетто.

 photo 20151212_134359.jpg

В апреле сорок третьего года в Варшавском гетто поднялось восстание, внесшее значительный вклад в отсрочку депортации евреев города. В течение трех недель около пятисот бойцов под командованием Анелевича оказывали сопротивление немецким войскам. В мае нацистам удалось обнаружить бункер на улице Милой, 18, где скрывался Анелевич, часть бойцов и простые жители. Немцы пустили в бункер газ, и большинство скрывающихся задохнулись.
Отдельная комната музея реконструирует обстановку в бункере

 photo 20151212_134817.jpg

 photo 20151212_134454.jpg

 photo 20151212_134442.jpg

 photo DSC_0137.jpg

Также в музее есть макет варшавского гетто

 photo 20151212_134139.jpg

 photo 20151212_134331.jpg

Дальше мы поехали к скорее неожиданной смотровой площадке.
Здесь я передаю слово Юре.
Внимание, дебют в этом жж!

 photo _MG_4742.jpg

«Израиль - государство как Еврейская мама.
В Израиле есть возвышенность возле Газы - гора телевизионщиков. Это отличное место, чтобы наблюдать, как Израильская военщина бомбит беззащитных палестинцев, которые просто хотят убить всех евреев.

 photo 20151212_142127.jpg

Что сделала Израильская военщина, когда узнала о месте, где снимаются сюжеты, о том какой плохой Израиль?
Израильская военщина сказала: «Как они могут нас клеймить с этого холма? Им же неудобно. Он совсем не благоустроен».
После этого военщина проложила дорожку, поставила скамеечки, сделала парковку, поставила убежища от ракет беззащитных палестинцев, чтобы клеймить Израиль.
Не знаю проверяет ли израильская военщина надели ли клеймители шапки, но я бы не удивился :)»

 photo 20151212_142352.jpg

 photo 20151212_142615.jpg

 photo _MG_4743.jpg

 photo _MG_4746.jpg

После насыщенной на впечатления автомобильной прогулки вернулись в Ашкелон, взяли пиццу в Domino’s (был открыт) и пошли в главное место, хранящее дух и архитектуру древности, Национальный парк Леуми.

 photo DSC_0169.jpg

Насколько я поняла, в парк есть основной вход, где за посещение берут деньги, и вход «для местных», с другой стороны по тропинке. Слава показал нам вход для местных, и мы потопали к берегу моря, то и дело оглядываясь на древние руины по сторонам и удивляясь современному благоустройству.

 photo 20151212_153349.jpg

 photo DSC_0159.jpg

В парке очень много зелени, невероятное количество лавочек и столиков, урны, парковки. Можно расположиться в тени деревьев поглубже в парке,

 photo DSC_0158.jpg

А можно сесть прямо у моря

 photo 20151212_154046.jpg

 photo 20151212_154325.jpg

Оля рассказывала, что ей давно хотелось вот так пообедать с друзьями на берегу моря. Кажется, получилось :)

 photo 20151212_154724.jpg

Из парка можно спуститься на пляж и дойти до причала. Но так мы поступим вечером, а пока отправляемся исследовать древности

 photo 20151212_161158.jpg

 photo 20151212_161324.jpg

 photo 20151212_161656.jpg

Ашкелон – это один их древнейших прибрежных городов. История поселений на месте современного Ашкелона уходит в эпоху Неолита: примерно в полутора километрах от Тель-Ашкелон были обнаружены следы существования сезонных поселений.

 photo _MG_4763.jpg

Во времена Бронзового века город переживает расцвет: его отстраивают как порт, укрепляют стенами и рвом, тогда же возводят арочные ворота, которые до сих пор считаются самыми древними из уцелевших. Через город проходит ряд важнейших торговых маршрутов, в том числе дорога специй и дорога благовоний.

 photo _MG_4766.jpg

Большая значимость Ашкелона в качестве морского торгового порта послужила причиной названия города - корень «Шекель» обозначает меру весов. С другой стороны, подобное расположение, наличие плодородной почвы и богатство подземных вод во все времена привлекали завоевателей. Филистимляне, Вавилоняне, Финикийцы, Персы, Византийцы, Крестоносцы, Мамлюки… Всех не перечислить.

 photo 20151212_153433.jpg

Современный город совсем молодой – он существует с середины двадцатого века. Тогда ему было возвращено древнее название, утраченное во время разрушения в тринадцатом веке.

 photo 20151212_170635.jpg

В этот день мне особенно хотелось забраться на все подряд, поэтому пока возвращались до руин, в ход пошли деревья

 photo DSC_0160.jpg

 photo DSC_0157.jpg

Оглядываю окрестности как с мачты корабля

 photo 20151212_162335.jpg

Возвращайся, говорят мне внизу

 photo 20151212_162242.jpg

Там будут обнимашки, говорят они

 photo DSC_0162.jpg

 photo _MG_4751.jpg

 photo _MG_4753.jpg

Но это только до следующего дерева

 photo _MG_4773.jpg

 photo _MG_4775.jpg

 photo _MG_4779.jpg

Меня снимают с деревьев и постепенно мы углубляемся в парк. То и дело встречаются элементы древности: часть уже открыли и демонстрируют посетителям, часть огорожена, там до сих пор ведут археологические раскопки.

 photo 20151212_163309.jpg

 photo 20151212_163506.jpg

В 1920 году британский археолог Джон Гарстанг обнаружил длинную базилику с рядом параллельных колонн и здание с апсидами к югу от неё. Гарстанг предположил, что это было здание сената Ашкелона первого века. Однако при дальнейшем изучении обнаруженные в ходе этих раскопок статуи, в том числе знаменитой богини Ники на земном шаре, поддерживаемой Атлантом, отнесли к времени династии Северов (начало третьего века нашей эры).

 photo 20151212_163932.jpg

В ходе недавних раскопок экспедиции Леона Леви удалось найти как базилику Ирода, так и небольшой одеон времен Северов, которые, по мнению Гарстанга, были частью одного строения. Дальнейшие раскопки должны пролить свет на здания, располагавшиеся в центре древнего Ашкелона.

 photo 20151212_164241.jpg

В другой базилике разбит археологический парк скульптур, в котором собраны находки скульптур, колонн и надписей на разных языках.

 photo _MG_4791.jpg

 photo _MG_4798.jpg

 photo _MG_4800.jpg

Так и хочется потрогать каждый элемент, каждую скульптуру, каждую колонну, к которой прикасались совсем другие люди в совсем другую эпоху

 photo _MG_4803.jpg

 photo _MG_4805.jpg

 photo _MG_4806.jpg

Только посмотрите на этот мрамор

 photo _MG_4812.jpg

 photo _MG_4808.jpg

Колонны римской базилики после обнаружения и реставрации были возвращены на историческое место.

 photo 20151212_164714.jpg

 photo _MG_4818.jpg

Поднимаемся к церкви Санта Мария Виридис, построенной в византийский период в пятом веке нашей эры. Она действовала даже в период раннего Ислама и во времена крестоносцев. Изначально была построена как базилика с шестью гранитными колоннами, поддерживающими галерею, и покатой крышей. Крестоносцы перестроили здание, оставив четыре колонны и свод в виде креста. На стенах остались изображения фигур четырех святых, которые держат свитки с греческими надписями.

 photo 20151212_165510.jpg

 photo 20151212_170436.jpg

Дальше было самое интересное. Парк окружен стеной постройки двенадцатого века, возведенной в сохранившемся виде мусульманами во время правления Фатимидов.

 photo _MG_4824.jpg

Опасаясь вторжения крестоносцев, было принято решение возводить стену на земляном валу города. После захвата города, крестоносцы укрепили стену и построили крепость. Часть стены была разрушена морем, часть пострадала от рук человека, но не меньшая часть сохранилась до нашего времени.

 photo _MG_4828.jpg

 photo _MG_4856.jpg

 photo _MG_4823.jpg

Я писала выше, что в этот день мне особенно хотелось забраться повыше.

 photo 20151212_165759.jpg

Что ж, древняя стена подошла для этого идеально

 photo 20151212_165839.jpg

 photo 20151212_170111.jpg

С высоты хорошо видна часть парка, не скрытая за деревьями, и море

 photo 20151212_170339.jpg

 photo _MG_4829.jpg

Дурной пример оказался заразителен, ко мне присоединился Юра

 photo 20151212_170608.jpg

Оля потихонечку нас снимает

 photo _MG_4831.jpg

 photo _MG_4838.jpg

Как в гнезде

 photo _MG_4842.jpg

Но хорошего помаленьку. До темноты надо было успеть найти еще несколько вещей.

 photo _MG_4819.jpg

Заглядываем в колодец Антилия. Здесь была установка, при помощи которой из колодца качалась вода. Установка приводилась в движение животным, которое ходило по кругу и толкало вертикальную перекладину.

 photo 20151212_165313.jpg

Она была прикреплена к двум зубчатым колесам, приводящим в движение вертикальную цепь. На цепях находились глиняные кувшины или деревянные ящики, которые черпали воду из колодца. Дальше вода по трубе шла в резервуар, а затем по водным каналам попадала на обрабатываемую землю.

 photo _MG_4820.jpg

 photo _MG_4821.jpg

Чуть подальше в парке стоят те самые деревянные колеса, которые приводили в движение цепь

 photo 20151212_164502.jpg

 photo 20151212_164307.jpg

Спускаемся к Ханаанским воротам. Думали еще найти амфитеатр, но потом выяснили, что он в другой стороне. Мы видим остатки храма, построенного в каменной насыпи, находящейся по дороге с пляжа в город. В хранилище храма была обнаружена бронзовая статуэтка тельца, покрытая золотом. Статуэтка находилась в глиняном сосуде, выполненном в форме усыпальницы. Телец отождествлял ханаанского бога грозы Баала. Храм служил нуждам жителей города, а также местом мольбы за успех путешествия тем, кто отбывал в морское плавание или возвращался с него.

 photo 20151212_172920.jpg

Еще видим смелую лисичку

 photo 20151212_170903.jpg

Ханаанеяне основали город примерно за две тысячи лет до нашей эры, в нем проживало около пятнадцати тысяч жителей. Через сто лет после основания, чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны египтян, город укрепили стеной и рвом. Стена располагалась на гласисе и окружала город в виде двухкилометровой арки.

 photo DSC_0184.jpg

 photo 20151212_172317.jpg

Городские ворота были построены в форме купольной арки из известкового песчаника и глинобитного кирпича и составляли пятнадцать метров в длину, два метра в ширину и четыре в высоту. Это древнейшие арочные ворота в мире. Ворота в Ашкелоне были отреставрированы экспертами управления древностей Израиля.

 photo DSC_0179.jpg

Мы проходим через арку и спускаемся к пляжу

 photo _MG_4873.jpg

По песку идем к марине Ашкелона
 photo 20151212_173542.jpg

 photo _MG_4884.jpg

Это был отличный день, и следующий обещал быть не менее интересным. Мы собирались в Иерусалим

 photo 20151212_173339.jpg
Tags: Ашкелон, Израиль, поездки, путешествия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments