airkid (airkid) wrote,
airkid
airkid

Есть у меня такое правило в угоду собственной совести – заканчивать заметки о посещении той или иной страны или города до поездки в следующее путешествие. Особенно если это посещение произошло уже более полугода назад. Задачка не из легких, учитывая, что во время декабрьской поездки в Израиль мы побывали в четырех городах, а написано пока что только о двух. Что ж, будем пытаться исправиться.

Поехать в Израиль и не побывать в Иерусалиме – дело очень странное. Статусы Иерусалима как одного из древнейших городов мира, официальной столицы Израиля, столицы трех религий и «обиталища мира» идут здесь неразрывно с темами отсутствия признания со стороны большой части международного сообщества, палестино-израильского конфликта, военного присутствия и терроризма. Чуть более напряженная, чем обычно, обстановка в городе во время нашего приезда вселяла некоторые сомнения, но мы все равно решили ехать.

 photo 20151213_162234.jpg

Как практически до любой точки Израиля, дорога от Ашкелона до Иерусалима занимает около полутора часов. На этот раз мы отправились на междугороднем автобусе. Автовокзал в Ашкелоне расположен практически в центре города, поэтому мы спокойно добрались до него пешком, но по прибытию на место пришлось немного побегать. Как такового здания, где можно было бы приобрести билеты и задать вопросы о месте и времени отправления маршрута, на автовокзале не оказалось. Как и табло. Обойдя несколько раз перрон автовокзала, укутанный палатками с едой и разной мелочевкой, и расспросив нескольких несчастных, мы уселись около таблички, где были указаны номера автобуса и направление. Оплата производилась не месте – непосредственно водителю, проезд стоил около 20-22 шекелей на человека.

Сказать, что мы очень удачно съездили в Иерусалим, будет неправдой. Да, мы сходили к Стене Плача, побродили по узким улочкам кварталов города, полюбовались панорамой и прошлись по Дороги Скорби. Главную христианскую постройку – Храм Гроба Господня – мы не увидели. Большая часть Старого Иерусалима – это нескончаемые рыночные коридоры, занимающие и без того небольшое пространство между соседними зданиями. Специфика и предлагаемые товары немного отличаются в зависимости от места, в котором ты находишься, но в целом это нечто застилающее одной большой полосой стены, проходы и иногда даже небо. Заплутав в одном из таких мест, мы вышли на крыши каких-то домов, оглянулись, и решили пойти в наиболее приметную сторону. Найдя уже под вечер проход к храму, мы столкнулись с охраной, которая сказала приходить завтра, т.к. на тот день все уже закрылось. Казалось бы, с кем не бывает. И вот здесь у знающего читателя должны бы закрасться сомнения. Только месяц назад, собирая информацию для этой заметки, я обнаружила, какими фееричными глупцами мы были. Место, куда нас не пустили, оказалось мечетью Куббат ас-Сахра, или Куполом Скалы, исламским святилищем на Храмовой горе. Сразу встало все на свои места – и виднеющийся золотой купол, и стена с проходом, и охранники… Храм Гроба Господня, вернее его серые купола, тоже были видны с тех самых крыш, но обнаружила их я уже на фотографиях. Такой вот конфуз. Что ж, как говорят в таких ситуациях, есть повод вернуться. К тому же, заложенного времени оказалось очень мало.

Но хватит отступлений. Кликаем галочку!


Погода в Иерусалиме оказалась достаточно прохладной. Это неудивительно – город расположен на высоте 600-800 метров на плато в горах в водоразделе между Средиземным и Мертвым морями. Для сравнения, теплый декабрьский Ашкелон расположен всего в 26 метрах над уровнем моря.
Время было ограничено, поэтому от станции прибытия мы направились почти прямиком в Старый город, разве что забежали по дороге на рынок и прикупили орешков. Этот же маршрут можно проехать на низком трамвае, но помимо древностей хотелось захватить кусочек современного города.
Сворачиваем с улицы Яффо к площади Сафра. Улица Яффо не просто является самой длинной в городе, но еще и обладает историческим значением. Она берет свое начало от Яффских ворот - именно эта дорога соединяла Старый город и Яффо. По ней паломники вели свой путь в Священный город еще в прошлых столетиях, а первыми, кто пустил по улице общественный транспорт (на тот момент – запряженные лошадьми повозки с людьми), были тамплиеры.
Площадь Сафра была построена относительно недавно, в начале девяностых годов, как часть проекта муниципального комплекса, целью которого было обновление здания мэрии и её интеграция в уже существующий комплекс Русского подворья.

 photo _MG_4915.jpg

 photo _MG_4912.jpg

Дорогу к комплексу проходит через сорок восемь пальмовых деревьев, поэтому это место также носит название пальмовая площадь

 photo 20151213_143856.jpg

Комплекс выдержан в едином стиле, особое внимание уделено зеленым участкам

 photo _MG_4921.jpg

 photo _MG_4919.jpg

 photo _MG_4926.jpg

Узкий пешеходный переулок между зданиями ведет к площади Кикар Цабаль. В переулке – экспозиция подушек, выполненных из бетона. Выглядят как самые настоящие!

 photo _MG_4922.jpg

 photo _MG_4923.jpg

Целый сад разложили

 photo _MG_4928.jpg

У нас уходит какое-то время, чтобы убедиться в том, что это действительно бетон. Потрогать, полежать…

 photo _MG_4930.jpg

 photo _MG_4935.jpg

 photo _MG_4937.jpg

Изучаем макет на выходе из комплекса…

 photo 20151213_145012.jpg

Юра поедает орешки

 photo _MG_4945.jpg

Я обнимаюсь со львом

 photo _MG_4943.jpg

Площадь Кикар Цагаль (бывшая площадь Аленби) выводит нас к северо-западным стенам Старого города

 photo 20151213_145024.jpg

Под самими стенами разбит небольшой археологический парк. Но про раскопки мы даже не подумали, потому что все внимание заняла возвышающаяся за стеной рождественская елка.

 photo _MG_4947.jpg

Старый город был обнесен стенами в шестнадцатом веке во время правления Сулеймана Великолепного. В настоящее время в него можно попасть через восемь открытых ворот: Дамасские (Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Яффские ворота называют наиболее оживленными: это основное место входа в город для туристов, и почти сразу за ними начинается рынок.

 photo _MG_4963.jpg

Рядом с воротами в стене находится брешь, которая в настоящее время используется для проезда автомобилей в старую часть города. Появилась она там не просто так: в 1989 году кайзер Вильгельм II потребовал расширить проход в город, чтобы он смог въехать в него на белом коне. Согласно легенде, Иерусалимом будет править царь, который въедет в городские ворота на белом коне. Тогдашние османские власти побоялись предсказания, поэтому прорубили стену, а кайзер решил, что это были Яффские ворота.

 photo _MG_4956.jpg

Справа от Яффских ворот – башня Давида. Башня в текущем виде была также отстроена в период правления Сулеймана Великолепного. Постройка первого варианта уходит во второй век до нашей эры. Впоследствии башня много раз разрушалась и перестраивалась для укрепления обороны города. Проводимые в районе раскопки показали, что до возведения цитадели на этом месте во времена Ирода находилась крепость. Минарет, возвышающийся над цитаделью, относится к двенадцатому веку. В настоящее время внутри башни расположен музей истории Иерусалима.

 photo _MG_4952.jpg

Сразу за воротами можно выйти к христианскому, армянскому и мусульманскому кварталам. Всего в городе четыре квартала, помимо выше названных, есть еще еврейский.

 photo 20151213_145947.jpg

 photo _MG_4964.jpg

Проходим через торговые ряды в закоулки еврейского квартала

 photo _MG_4970.jpg

Судя по всему, где-то рядом смотровая площадка

 photo _MG_4971.jpg

Но мы просто поднимаемся и наблюдаем панораму самого святого места иудеев - Стены Плача, обрамляющую западную сторону Храмовой горы. Интересно, что Стена Плача является не непосредственно стеной разрушенного храма, а остатками опорных сооружений, возведенных Иродом Великим для укрепления Храмовой горы.
На территории Храмовой горы находились Первый и Второй Иерусалимские храмы, которые оба были разрушены, простояв 410 и 420 лет соответственно. Считается, что после прихода мессии здесь же будет возведен Третий храм, духовный центр для иудеев и всего человечества.
А пока что в пределах Храмовой горы находятся два великих религиозных сооружения, но мусульманских: Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) и мечеть аль-Акса. Считается, что Второй Храм был расположен на месте, где сейчас стоит Купол Скалы. В поддержку этого мнения указывает находящаяся в центре мечети восемнадцатиметровая в длину скала. По иудейской традиции, это краеугольный камень, с которого Господь начал Сотворение мира. Мусульмане считают, что выступающая скала – это место, с которого пророк Мухаммед вознесся в небо на крылатом коне.

 photo 20151213_151317.jpg

Более скромная по виду мечеть аль-Акса (с куполом, покрытым стальными пластинами) признается третьей по значению святыней мусульман после Мекки и Медины. Интересно, что во времена крестоносцев в мечети располагался штаб тамплиеров.

 photo 20151213_151324.jpg

У стены оборудована стоянка, кое-где видны продолжающиеся раскопки.

 photo 20151213_151940.jpg

Площадь перед Стеной Плача разделена на две части – мужскую и женскую. К стене можно подойти любому в соответствующей одежде: мужчинам на входе выдают кипу, женщины должны быть в скромной одежде с покрытыми плечами. В отличие от мужчин, которым позволено читать и молиться вслух, женщинам необходимо соблюдать тишину и строгость. Туристы есть, и в большинстве своем ведут себя подобающе: тихо стоят, кто-то пишет записки и осторожно, чтобы не помешать, просовывает их в стену. Но есть и такие, которые встают на стулья у перегородки, разделяющей мужскую и женскую стороны, и снимают происходящее на мужской стороне, на телефон.

 photo _MG_4976.jpg

 photo DSC_0218.jpg

После хотели попасть на экскурсию по подземным туннелям у Храмовой горы, но время начала оказалось неудобным. Поэтому мы просто пошли исследовать город в поисках прекрасного

 photo _MG_4979.jpg

 photo _MG_4980.jpg

 photo _MG_4986.jpg

 photo _MG_4991.jpg

 photo _MG_4993.jpg

Выныриваем к площади еврейского квартала. Знак просит шумных туристов соблюдать тишину и чистоту

 photo _MG_4995.jpg

 photo _MG_4996.jpg

 photo _MG_5000.jpg

Крупнейшая синагога Еврейского квартала Хурва была отстроена заново относительно недавно. Изначально построенная в восемнадцатом веке ашкеназская (ашкеназы – это евреи- выходцы из Европы) синагога простояла совсем недолго, так как была разрушена мусульманами.

 photo _MG_4998.jpg

В течение ста сорока лет она простояла в руинах. Оттуда и название «хурва» - руины. Во второй половине девятнадцатого века синагога была восстановлена и простояла на этот раз чуть менее ста лет, до разрушения силами Арабского легиона.

 photo _MG_5007.jpg

С конца семидесятых до середины двухтысячных на этом месте была установлена памятная арка, копия одной из четырех арок, поддерживающих ранее купол Хурвы, и только в две тысячи десятом возведенная по проекту девятнадцатого века синагога была открыта.

 photo _MG_5009.jpg

В этом квартале с начала пятнадцатого века проживало сообщество ашкеназов. В 1721 году подворье было сожжен арабскими кредиторами. Только в 1836 ашкеназы смогли выкупить подворье и отстроить Синагогу Хурва.

 photo 20151213_160657.jpg

 photo _MG_5019.jpg

Минарет неподалеку от Синагоги

 photo _MG_5011.jpg

Неподалеку памятник защитникам еврейского квартала

 photo 20151213_160840.jpg

 photo 20151213_160857.jpg

Во времена правления Римской империи в Иерусалиме, получившем новое название Элия Капитолина, произошел ряд городских и уличных перепланировок для соответствия римским городам. Во втором веке императором Адриана в Иерусалиме были проложены улицы Кардо, которая вела с севера на юг и Декуманкус, которая вела с запада на восток.

 photo 20151213_160452.jpg

На их пересечении располагалась главная площадь города форум. Из-за холмового расположения города была построена вторая улица Кардо, так появились Верхняя и Нижняя Кардо. Уже в византийский период обе Кардо были расширены, также появились колоннады с крытыми тротуарами для пешеходов.

 photo 20151213_160631.jpg

До настоящего времени от Кардо дошли различные фрагменты. Проводятся раскопки и реконструкция древней мостовой с двумя параллельными рядами пятиметровых колонн, на которых когда-то была крыша.

 photo 20151213_161207.jpg

 photo _MG_5017.jpg

В конце улицы встречаются раскопки и план города во время Первого Храма. На таком уровне находилась улица в то время

 photo 20151213_161356.jpg

Под современным зданием школы на пересечении улиц Плугат ха-Котель и Шонеи ха-Лакот по предварительной записи можно посмотреть на остатки в башню израэлитов железного века. В подвале здания были обнаружены фундамент башни периода Первого Храма, поврежденной во время уничтожения города Небухаднезаром в 586 году до нашей эры и остатки башни Хасмонейского периода (Второго Храма) второго века до нашей эры.

 photo 20151213_161541.jpg

 photo 20151213_161551.jpg

 photo _MG_5022.jpg

А мы продолжаем идти в поисках Храма Гроба Господня, и сами не зная как, выходим на крыши.

 photo _MG_5029.jpg

Как выяснилось, попасть на крыши – занятие не из легких, особенно для новичков. Во время написания заметки не раз наталкивалась на просьбы и сообщения на форумах и сайтах рассказать, как там оказаться.

 photo _MG_5031.jpg

По крышам доходим заднего фасада Церкви Христа Искупителя. Это немецкая лютеранская церковь, построенная в самом конце девятнадцатого века на месте храма одиннадцатого века.

 photo _MG_5036.jpg

 photo _MG_5039.jpg

Между стенами церкви и соседними зданиями виднеется мечеть Омара. Что мы узнаем об этой мечети? «Находится в христианском квартале Иерусалима неподалеку от Храма Гроба Господня. Построена в двенадцатом веке мусульманским халифом Умаром ибн Аль Хаттабом, которому предложили молиться в Храме Гроба Господня, но он решил возвести собственную мечеть, чтобы избежать столкновений на религиозной почве между христианами и мусульманами. После добавления к мечети в девятнадцатом веке шпиля, она стала чуть выше, чем соседний Храм.

 photo _MG_5037.jpg

Внимание, вопрос. Что за серые купола мы видим за заднем плане? Правильно, Храм Гроба Господня

 photo _MG_5033.jpg

Но куда мы пошли вместо этого? Правильно, искать вооон тот золотой купол

 photo 20151213_162234.jpg

Несмотря ни на что, наша мудрая не по годам компания вышла к крестному пути, дороге, по которой шел Иисус Христос от места приговора к казни до Голгофы (где позже был возведен Храм Гроба Господня). Судя по всему, мы все время были где-то рядом, но так и не смогли найти хитрый проход через рынок или над ним, или как-то еще.

 photo DSC_0228.jpg

Каждую пятницу по крестному пути проходит процессия, которая совершает четырнадцать остановок на своем пути.

 photo 20151213_164724.jpg

 photo DSC_0234.jpg

Выходим к Львиным воротам, которые также называют Овечьими, воротами девы Марии (неподалеку расположена её гробница) или Стефановыми (поблизости был замучен свяой Стефан). Они украшены львами и обращены в сторону Иерихона. Крестный путь начинается отсюда.

 photo _MG_5040.jpg

Мы возвращаемся обратно в мусульманский квартал, и, так ничего не обнаружив, ужинаем и собираемся до автовокзала.

 photo DSC_0236.jpg

Проходим мимо башни Давида, делаем селфи и отправляемся в путь.

 photo 20151213_181957.jpg

 photo 20151213_182037.jpg
Tags: израиль, отпуск, поездки, путешествия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments